В период распада родового общества масками широко пользовались колдуны
и шаманы, в раннеклассовом обществе родились мистерии — прообраз
нынешнего театра, в которых, как и в первых театрах античных времен,
маски были обязательными для актеров.
Из языческих в христианские зимние праздники перешел обычай ряжения —
облачения в маски и хождения в них по домам. Самый простой вариант
ряжения — вывернутый наизнанку тулуп и чернение лица сажей — до наших
дней остается популярным в сельской местности.
Более сложные маски изображали животных (бык, коза, олень, медведь,
волк, баран, аист, петух), демонов, обязательного всадника на
бутафорском коне, так называемой «кобылке бесовской » и т.п. Наполняя
улицы беспорядочным весельем, кривляньем, неимоверным шумом с
петушиными криками и кошачьими воплями, ряженые старались рассеять
нечистую силу, нейтрализовать ее.
Придворные костюмированные балы, карнавалы и маскарады появились как
результат преобразования народных традиций — на Рождество и масленицу
ряженых крестьян зазывали в дворцовые покои, им подражали высокородные
господа (так, по свидетельству князя Курбского, Иван Грозный очень
любил плясать вместе с ряжеными).
Со временем маскарады превратились в один из видов праздничных
развлечений и были очень популярны, так как создавали мир, обратный
существующему и полный ритуальных вольностей и свободы. Их участники на
короткое время могли превратиться в собственную противоположность:
богатые одевались бедняками, а бедные — богачами, мужчины — женщинами,
священники — нечистой силой (первоначально обычай рядиться был
привилегией мужчин, доступной представителям всех сословий, включая
клир).
В России последний придворный костюмированный бал состоялся в 1903 году
в Зимнем дворце. На этом балу Николай II был одет в костюм царя Алексея
Михайловича, а царица Александра Федоровна — в костюм его первой жены
Марии Ильиничны Милославской, драгоценности к которому изготовила фирма
Фаберже.
Маски из бархата или тафты появились во Франции в XVI веке, а
наибольшее распространение получили в Англии и Голландии как часть
женского дорожного и прогулочного костюма. Все лицо или большую его
часть закрывали маской или полумаской-лупом - для предохранения от
воздействий пыли, солнца или ненастной погоды.
Маску запрещалось носить в присутствии монарха. Со временем маски из
ткани также стали неотъемлемой частью карнавальных и маскарадных
костюмов и именно в этом качестве дошли до наших дней.